< Все статьи
Оценка бюджетной устойчивости в условиях низких цен на нефть

Итоги исполнения республиканского бюджета за январь-май 2024 года

В 2024 году в Казахстане зафиксировано значительное снижение поступлений в республиканский бюджет. По итогам первых пяти месяцев неисполнение плана по доходам республиканского бюджета составили рекордные 1,6 трлн  тенге. Из этой суммы 1,4 трлн тенге приходится на налоговые поступления. В годовом отношении исполнение по налоговым поступлениям составило 28 %.

В разрезе налоговых поступлений наибольшее снижение наблюдается по налогу на добавленную стоимость (НДС), по корпоративному подоходному налогу (КПН) и вывозныетаможенные пошлины на сырую нефть.

В республиканский бюджет по НДС поступило 2 трлн тенге против запланированных 2,6 трлн тенге, отклонение от плана составило 637,2 млрд тенге. В годовом отношении исполнение по НДС по итогам 5 месяцев составило менее трети от годового плана или 27 %.

Согласно отчету Высшей аудиторской палаты, в 2023 году возврат НДС по нулевой ставке был приостановлен на сумму 518,3 млрд тенге. Эта мера, временно улучшившая бюджетные показатели прошлого года, значительно сократила поступления НДС в текущем году.

Неисполнение по КПН от плана на 5 месяцев составило 527,7 млрд тенге (1,2 трлн тенге против плана в 1,8 трлн тенге). В годовом отношении исполнение по КПН составило критично низкие 26%. Снижение мировых цен на основные экспортные товары, такие как металлы и нефть, существенно уменьшило доходы крупных экспортеров, что напрямую отразилось на их налоговых обязательствах.

Кроме того, аналогично ситуации с НДС, для завышения доходной части прошлого года, был искусственно произведен перенос платежей 1-го квартала 2024 года по КПН на сумму 183,2 млрд тенге на 4-ый квартал 2023 года. Такая практика искусственного увеличения поступлений искажает реальную картину выполнения бюджетных обязательств и свидетельствует о системных проблемах в планировании и сборе налогов.

Поступления от вывозных таможенных пошлин на сырую нефть по итогам 5 месяцев не были исполнены к плану текущего года на 110,7 млрд тенге. Исполнение по вывозным таможенным пошлинам на сырую нефть составило 28% к годовому плану:

Падение поступлений практически по всем налоговым поступлениям, в том числе от вывозных таможенных пошлин на сырую нефть, связано со снижением мировых цен на нефть, что привело к сокращению доходов от экспорта. Это наглядно демонстрирует, что республиканский бюджет Казахстана продолжает зависеть от колебаний мировых цен на нефть и природные ресурсы. Создание Национального фонда, основной задачей которого является стабилизационная функция уберечь экономику Казахстана от колебаний цен на нефть, пока не приносит ожидаемых результатов. Хотя есть проблемы с администрированием, бюджет Казахстана остается уязвимым из-за своей зависимости от нефтяных и природных ресурсов, что указывает на необходимость дальнейших реформ и диверсификации экономики.

В отличие от налоговых поступлений, неналоговые поступления наоборот, перевыполнили план на 242,6 млрд тенге, в основном за счет доходов от государственной собственности. Дивиденды на государственные пакеты акций, находящиеся в республиканской собственности, выросли на 204,1 млрд тенге. Исполнение по неналоговым поступлениям составило 88% к годовому плану.

Что касается трансфертов из Национального фонда, исполнение поступлений трансфертов в республиканский бюджет уже превышает 68% от годового плана на 2024 год. Так, по итогам первых пяти месяцев 2024 года в республиканский бюджет поступило 2 450 млрд тенге из запланированных на год 3 600 млрд тенге. Таким образом, более половины запланированных на текущий год трансфертов уже были привлечены в бюджет. Эта практика использования средств Национального фонда для покрытия дефицита бюджета продолжается из года в год, подчеркивая хроническую зависимость бюджета от трансфертов и свидетельствуя о системных проблемах в налогово-бюджетной политике.

Таким образом, в январе-мае 2024 года Казахстан столкнулся с значительным снижением налоговых поступлений, выявившим системные проблемы в управлении государственными финансами. Основные причины включают не только неэффективное администрирование НДС и подоходного налога, но и критическую зависимость бюджета от мировых цен на природные ресурсы. Временные меры, такие как приостановка возврата НДС, переносы сроков по платежам подоходных налогов и использование трансфертов из Национального фонда, не решают фундаментальных проблем, а лишь откладывают их на будущее. Бюджет Казахстана остается уязвимым и зависимым от колебаний мировых цен на нефть и другие ресурсы, несмотря на создание Национального фонда для стабилизации экономики.