< Все статьи
Оценка бюджетной устойчивости в условиях низких цен на нефть

Насколько и на что выросли расходы бюджета?

Доходная часть государственного бюджета за последние три года увеличилась на 71,8%, в основном за счет роста налоговых поступлений на 120,9%. Поступления бюджета в 2023 году составили 25 164,7 млрд тенге или 21,1% к ВВП. Рост налоговых поступлений обусловлен увеличением поступлений от НДС, корпоративного подоходного налога и ИПН.

Расходная часть бюджета за три года увеличилась на 60,2% или +10 517 млрд тенге и составила 27 975,8 млрд. тенге или 23,5% к ВВП.

 

Прирост расходов государственного бюджета по функциональным группам  за 2021-2023гг, млрд.₸

 Расходы на образование возросли в 1,8 раз и на данный момент это самая большая статья расходов государственного бюджета: 5,3 трлн тенге (+2,7 трлн тенге по отношению к 2020 году), 4,9% к ВВП или 20,8 % всех расходов государственного бюджета.

Расходы на социальную помощь и обеспечение в 2023 году возросли на +1,5 трлн тенге и составили 5,3 трлн тенге в основном за счет роста выплаты пенсий и пособий отдельных категорий граждан.

Так, за три года практически в 2,5 раза увеличились расходы на обслуживание долга, т. е. +1,1 трлн тенге (0,8 трлн тенге в 2020 году против 1,9 трлн тенге в 2023 году). Рост расходов обусловлен ростом государственного долга, который за три года возрос на +7,1 трлн тенге и составил 28,7 трлн тенге на конец 2023 года по данным Министерства финансов РК.

Бюджет Казахстана продолжает носить социальный характер, примерно около половины, а именно 48,6% всех расходов в 2023 году занимают расходы на социальную сферу (образование, здравоохранение и социальное обеспечение). Расходы государственного бюджета на социальную сферу возросли на +4,7 трлн тенге в 2023 году по отношению к 2020 году.

В реальный сектор экономики (агропромышленный комплекс, промышленность, транспорт и коммуникации, топливно-энергетический комплекс, ЖКХ) ежегодно расходуется около 20% всего бюджета, при этом данные расходы носят в основном текущий характер. Текущие расходы в составе госбюджета составляют примерно 90% всех расходов. Бюджет развития ежегодно остается на уровне 10%, т. е. расходы на программы развития, которые впоследствии окажут положительный эффект на рост экономики, помогут снизить зависимость от сырьевых рынков и соответственно увеличить «чистые доходы» госбюджета, минимальны.

Иными словами, планомерно наращивается база основных расходов, в том числе несеквестириуемых расходов таких как соцрасходы, которые как минимум составляют 50% всех расходов бюджета, которые нужно финансировать в долгосрочную перспективу. На данный момент финансирование бюджета в основном производится за счет средств Нацфонда и займов.

 

Прирост расходов государственного бюджета за 2021-2023гг. по основным статьям, млрд.₸

Рост расходов на услуги и работы составил 1,9 трлн тенге. Это указывает на усиление активности в сфере услуг, что может быть связано с увеличением внутреннего потребления и инвестиций в инфраструктурные проекты.

Заработная плата также выросла на 1,6 трлн тенге. Трансферты физическим лицам увеличились на аналогичную сумму в 1,6 трлн тенге. Это увеличение является частью социальных программ правительства, направленных на поддержку населения и снижение уровня бедности.

Наконец, капитальные затраты на развитие показали рост на 1,2 трлн тенге, выплаты по займам 1,1 трлн тенге и субсидии выросли на 0,7 трлн. тенге.

Дефицит бюджета в 2023 году составил -2 811 млрд. тенге или- 2,4% к ВВП, дефицит 2020 года составил -2 809,0 млрд. тенге или 4,0% к ВВП. Государственный долг на 1 января 2024 года вырос на +7 102 млрд тенге за три года и составил 28 650,2 млрд тенге.

В целом, бюджет продолжает носить социальный характер, около половины всех расходов приходится на социальную сферу. Расходы на образование являются самой большой статьей расходов государственного бюджета, составляя 5 283,8 млрд тенге или 4,9% к ВВП. Расходы на социальную помощь и обеспечение в 2023 году составили 5 283,8 млрд тенге. Расходы на здравоохранение увеличились на треть по отношению к 2020 году и составили в 2023 году 2 503,1 млрд тенге.

Однако, дефицит и государственный долг продолжают расти, что может привести к истощению ресурсов Национального фонда и необходимости сокращения государственных расходов. Это может вызвать социальную напряженность и экономический кризис. Поэтому необходимо пересмотреть проводимую бюджетную политику в стране.