Доклад Смаилова А.А. на заседании Правительства РК по вопросу «Об исполнении государственного бюджета Республики Казахстан за январь–февраль 2020 года»

По доходам
Доходы государственного бюджета (без учета трансфертов) исполнены на 97,3% к плану отчетного периода, республиканского - на 83%, местных бюджетов – на 145,3%.
На неполное исполнение доходов республиканского бюджета повлияли следующие внешние факторы.
Во-первых, ситуация с эпидемией коронавируса, вспыхнувшей в КНР в конце прошлого года оказывает отрицательное влияние на поступления НДС на импорт (факт - 173 млрд.тг., план - 262 млрд.тг., исполнение 66,2%).
В частности, в феврале т.г. по сравнению с февралем 2019 года импорт с Китая снизился на 11%, а его физический объем снизился на 27% (29 тыс.тонн, февраль 2019г. - 289 млн.долл., февраль 2020г. - 258 млн.долл.).
Как следствие, поступления таможенных пошлин и налогов от импорта товаров из Китая уменьшились на 12% или на 2,1 млрд.тенге (с 17 млрд.тг. в феврале 2019г. до 15 млрд.тг. в феврале 2020г.).
В целом, за 2 месяца т.г. наблюдается снижение количества автотранспорта на 24% и ЖД транспорта на 14% из КНР.
Кроме того, в феврале т.г. зафиксировано снижение на 20% количество автотранспортных средств, импортирующих товары со стран ЕАЭС;
Во-вторых, снижение цен на внешних рынках.
Падение цен на медь на 6%, алюминий на 5%, цинк на 10%, свинец на 3% повлияло на снижение уплаты авансовых платежей у порядка 50% плательщиков КПН
Кроме того, произошло уменьшение поступлений на более чем 56% по 18 банкам второго уровня;
В целом, несмотря на негативное влияние внешнего фактора удалось обеспечить темп роста по НДС на 110,5% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.
Собственные доходы местных бюджетов составили 559 млрд.тенге и перевыполнены на 174 млрд.тенге.Во всех регионах планы доходов перевыполнены.
Расходы государственного бюджета исполнены на 96,5%, республиканского – 97,1%, местных бюджетов – 96,9%.
Расходы республиканского бюджета составили 2 трлн. 102 млрд. тенге.
Не исполнено - 62 млрд.тенге, из них экономия – 10 млрд.тенге.
Сумма неосвоения – 52 млрд.тенге.
Это на 23 млрд.тенге меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Наиболее крупные суммы неосвоения сложились в следующих министерствах: национальной экономики - 15,6 млрд.тенге, КНБ - 8,3 млрд.тенге, образования и науки - 4,7 млрд.тенге, юстиции - 4,6 млрд.тенге, культуры и спорта – 4,2 млрд.тенге, внутренних дел - 3,3 млрд.тенге.
Основные причины: позднее подписание кредитных договоров, несвоевременное предоставление актов выполненных работ, длительное проведение конкурсов и не своевременное принятие нормативно-правовых актов.
Расходы местных бюджетов составили 721 млрд.тенге.
Не исполнено - 23 млрд.тенге.
В текущем году в республиканском бюджете предусмотрено целевых трансфертов в сумме 1 трлн 499 млрд.тенге.
В отчетном периоде регионам выделено 97,7 млрд.тенге.
По оперативным данным освоено 92,3% или 90,2 млрд.тенге.
Не исполнено 7,5 млрд.тенге, в том числе экономия 2,3 млрд.тенге.
Не освоено – 5,2 млрд.тенге.
Наибольшее неосвоение сложилось в следующих регионах: г.Нур-Султан – 1,7 млрд.тенге, Туркестанская – 1,1 млрд.тенге, г.Алматы – 0,8 млрд.тенге, Атырауская – 0,5 млрд.тенге, Актюбинская – 0,4 млрд.тенге.
Основные причины неосвоения во всех регионах: уменьшение размера авансового платежа по проектам, необходимость внесения изменений в планы финансирования, длительное проведение процедур заключения договоров, дополнительных соглашений и несвоевременное предоставление актов выполненных работ, счетов-фактур.
По государственному аудиту и камеральному контролю
За отчетный период проведено 334 аудиторских мероприятий.
Аудитом охвачены 187 млрд.тенге бюджетных средств.
Установлены финансовые нарушения на сумму 44 млрд.тенге.
Из них, 38 млрд.тенге устранены путем поставки товаров, оказания услуг и выполнения работ, возмещения в бюджет и отражения по учету.
По расходам
По управлению государственными активами
На 2020 год планируется реализовать 68 объектов.
На продажу выставлено 34.
За отчетный период продано 6 объектов на сумму 3,2 млрд.тенге.
28 объектов находятся на торгах.
3 объекта направлены на реорганизацию и ликвидацию.
31 объект будет выставлен на продажу до конца года.
Таковы показатели исполнения бюджета за отчетный период.
В складывающихся экономических условиях, связанных с внешними факторами, будут приняты соответствующие меры для обеспечения сбалансированности и устойчивого развития государственного бюджета.
В первую очередь, будут оптимизированы расходы республиканского бюджета.
Направления оптимизации определены.
Во-первых, это приобретение дорогостоящей мебели и транспорта, проведение семинаров, форумов и других имиджевых мероприятий.
По данным расходам предварительная работа проведена.
Мною утверждена Дорожная карта с пошаговыми действиями государственных органов, регионов и субъектов квазисектора.
Во-вторых, неприоритетные для текущих условий расходы, проекты и мероприятия, которые можно отложить на более поздние сроки, а также новые проекты, включая те, что были включены в бюджет с отлагательными условиями.
При этом хочу отметить, что будет обеспечено полное исполнение социальных обязательств.
Кроме того, будут приняты меры по индексации пенсий, пособий, АСП с учетом пересмотра коридора инфляции.
Также, потребуют индексации ряд расходов, привязанных к курсу тенге. Это обслуживание правительственного долга, лекарственное обеспечение населения в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи, лечение граждан Казахстана за рубежом, обучение в рамках программы «Болашак» и ряд других.
В-третьих, еще одно направление в рамках обеспечения сбалансированности бюджета – пересмотр дивидендной политики компаний квазигоссектора.
Для обеспечения реализации всех мер реагирования предлагается к середине апреля подготовить проект уточнения республиканского бюджета.
Аналогичная работа должна быть проведена регионами по оптимизации расходов местных бюджетов.
По доходам
Доходы государственного бюджета (без учета трансфертов) исполнены на 97,3% к плану отчетного периода, республиканского - на 83%, местных бюджетов – на 145,3%.
На неполное исполнение доходов республиканского бюджета повлияли следующие внешние факторы.
Во-первых, ситуация с эпидемией коронавируса, вспыхнувшей в КНР в конце прошлого года оказывает отрицательное влияние на поступления НДС на импорт (факт - 173 млрд.тг., план - 262 млрд.тг., исполнение 66,2%).
В частности, в феврале т.г. по сравнению с февралем 2019 года импорт с Китая снизился на 11%, а его физический объем снизился на 27% (29 тыс.тонн, февраль 2019г. - 289 млн.долл., февраль 2020г. - 258 млн.долл.).
Как следствие, поступления таможенных пошлин и налогов от импорта товаров из Китая уменьшились на 12% или на 2,1 млрд.тенге (с 17 млрд.тг. в феврале 2019г. до 15 млрд.тг. в феврале 2020г.).
В целом, за 2 месяца т.г. наблюдается снижение количества автотранспорта на 24% и ЖД транспорта на 14% из КНР.
Кроме того, в феврале т.г. зафиксировано снижение на 20% количество автотранспортных средств, импортирующих товары со стран ЕАЭС;
Во-вторых, снижение цен на внешних рынках.
Падение цен на медь на 6%, алюминий на 5%, цинк на 10%, свинец на 3% повлияло на снижение уплаты авансовых платежей у порядка 50% плательщиков КПН
Кроме того, произошло уменьшение поступлений на более чем 56% по 18 банкам второго уровня;
В целом, несмотря на негативное влияние внешнего фактора удалось обеспечить темп роста по НДС на 110,5% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.
Собственные доходы местных бюджетов составили 559 млрд.тенге и перевыполнены на 174 млрд.тенге.Во всех регионах планы доходов перевыполнены.
По расходам
Расходы государственного бюджета исполнены на 96,5%, республиканского – 97,1%, местных бюджетов – 96,9%.
Расходы республиканского бюджета составили 2 трлн. 102 млрд. тенге.
Не исполнено - 62 млрд.тенге, из них экономия – 10 млрд.тенге.
Сумма неосвоения – 52 млрд.тенге.
Это на 23 млрд.тенге меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Наиболее крупные суммы неосвоения сложились в следующих министерствах: национальной экономики ≠ 15,6 млрд.тенге, КНБ – 8,3 млрд.тенге, образования и науки – 4,7 млрд.тенге, юстиции – 4,6 млрд.тенге, культуры и спорта – 4,2 млрд.тенге, внутренних дел – 3,3 млрд.тенге.
Основные причины: позднее подписание кредитных договоров, несвоевременное предоставление актов выполненных работ, длительное проведение конкурсов и не своевременное принятие нормативно-правовых актов.
Расходы местных бюджетов составили 721 млрд.тенге.
Не исполнено - 23 млрд.тенге.
В текущем году в республиканском бюджете предусмотрено целевых трансфертов в сумме 1 трлн 499 млрд.тенге.
В отчетном периоде регионам выделено 97,7 млрд.тенге.
По оперативным данным освоено 92,3% или 90,2 млрд.тенге.
Не исполнено 7,5 млрд.тенге, в том числе экономия 2,3 млрд.тенге.
Не освоено – 5,2 млрд.тенге.
Наибольшее неосвоение сложилось в следующих регионах: г.Нур-Султан – 1,7 млрд.тенге, Туркестанская – 1,1 млрд.тенге, г.Алматы – 0,8 млрд.тенге, Атырауская – 0,5 млрд.тенге, Актюбинская – 0,4 млрд.тенге.
Основные причины неосвоения во всех регионах: уменьшение размера авансового платежа по проектам, необходимость внесения изменений в планы финансирования, длительное проведение процедур заключения договоров, дополнительных соглашений и несвоевременное предоставление актов выполненных работ, счетов-фактур.
По государственному аудиту
и камеральному контролю
За отчетный период проведено 334 аудиторских мероприятий.
Аудитом охвачены 187 млрд.тенге бюджетных средств.
Установлены финансовые нарушения на сумму 44 млрд.тенге.
Из них, 38 млрд.тенге устранены путем поставки товаров, оказания услуг и выполнения работ, возмещения в бюджет и отражения по учету.
На 2020 год планируется реализовать 68 объектов.
На продажу выставлено 34.
За отчетный период продано 6 объектов на сумму 3,2 млрд.тенге.
28 объектов находятся на торгах.
3 объекта направлены на реорганизацию и ликвидацию.
31 объект будет выставлен на продажу до конца года.
Таковы показатели исполнения бюджета за отчетный период.
В складывающихся экономических условиях, связанных с внешними факторами, будут приняты соответствующие меры для обеспечения сбалансированности и устойчивого развития государственного бюджета.
В первую очередь, будут оптимизированы расходы республиканского бюджета.
Направления оптимизации определены.
Во-первых, это приобретение дорогостоящей мебели и транспорта, проведение семинаров, форумов и других имиджевых мероприятий.
По данным расходам предварительная работа проведена.
Мною утверждена Дорожная карта с пошаговыми действиями государственных органов, регионов и субъектов квазисектора.
Во-вторых, неприоритетные для текущих условий расходы, проекты и мероприятия, которые можно отложить на более поздние сроки, а также новые проекты, включая те, что были включены в бюджет с отлагательными условиями.
При этом хочу отметить, что будет обеспечено полное исполнение социальных обязательств.
Кроме того, будут приняты меры по индексации пенсий, пособий, АСП с учетом пересмотра коридора инфляции.
Также, потребуют индексации ряд расходов, привязанных к курсу тенге. Это обслуживание правительственного долга, лекарственное обеспечение населения в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи, лечение граждан Казахстана за рубежом, обучение в рамках программы «Болашак» и ряд других.
В-третьих, еще одно направление в рамках обеспечения сбалансированности бюджета – пересмотр дивидендной политики компаний квазигоссектора.
Для обеспечения реализации всех мер реагирования предлагается к середине апреля подготовить проект уточнения республиканского бюджета.
Аналогичная работа должна быть проведена регионами по оптимизации расходов местных бюджетов.
По управлению государственными активами