< Все статьи
Оценка бюджетной устойчивости в условиях низких цен на нефть

ПОЧЕМУ КАЗАХСТАН НЕ МОЖЕТ КАК НОРВЕГИЯ? АНАЛИЗ СУВЕРЕННЫХ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ФОНДОВ

Суверенные инвестиционные фонды играют важную роль в стратегии стран, нацеленных на обеспечение долгосрочного устойчивого развития через управление доходами от природных ресурсов. Примером успешной реализации такой стратегии часто служит Норвежский государственный пенсионный фонд (Government Pension Fund Global), который считается эталоном в этой области.

Норвежский пенсионный фонд (Government Pension Fund) состоит из двух отдельных инвестиционных фондов: Global и Norway. Государственный пенсионный фонд Глобал (Government Pension Fund Global - GPFG), также известный как Нефтяной фонд, был создан в 1990 году для инвестирования избыточных доходов от нефтяного сектора Норвегии. Он является крупнейшим из двух фондов. Второй фонд, Государственный пенсионный фонд Норвегии (Government Pension Fund Norway - GPFN), создан в 1967 году в качестве национального пенсионного фонда, но он значительно меньше Нефтяного фонда. GPFN управляется отдельно и фокусируется на внутренних и скандинавских инвестициях.

В Казахстане Национальный фонд создан в 2001 году на примере норвежского нефтяного фонда. Туда поступают все налоги от нефтяного сектора. Казалось бы – за 20 лет должна была быть накоплена огромная сумма. Однако аналогичная модель, представленная Национальным фондом Республики Казахстан (НФРК), вызывает вопросы о причинах различий в их эффективности. Давайте рассмотрим ключевые аспекты, объясняющие, почему Казахстан сталкивается с трудностями в попытках повторить успех норвежского опыта.

 

УПРАВЛЕНИЕ И ЦЕЛЕВЫЕ ЗАДАЧИ

Норвежский фонд ориентирован на долгосрочное управление доходами от нефтегазовых ресурсов в интересах как текущих, так и будущих поколений Норвегии. Управление фондом осуществляется Норвежским Банком, а стратегические решения принимает Министерство финансов Норвегии. В Казахстане, по аналогии с Норвежским фондом управление осуществляется Национальным Банком РК, Министерство финансов РК определяет общую стратегию управления фондом и основные направления инвестиционной политики.

ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА И ГЕОГРАФИЯ ИНВЕСТИЦИЙ

Норвежский фонд известен своей гибкой и диверсифицированной инвестиционной политикой, с активным вложением средств в акции, облигации и недвижимость по всему миру, при этом строго избегая инвестирования в экономику Норвегии.

Инвестиционная стратегия фонда разрешает вкладывать от 60% до 80% всех активов в акции и от 20% до 40% в облигации с фиксированным доходом. Также есть инвестиции в недвижимость (до 7%) и инфраструктуру для ВИЭ (до 2%). На данный момент состав инвестиционного портфеля Норвежского фонда следующий: более 70% средств вложено в акции, 27% в облигации с фиксированным доходом, 1,9% в материальные активы и 0,1% в возобновляемые источники энергии (ВИЭ).

Инвестиционная политика НФРК идентифицируется как консервативная. С момента создания фонда в 2001 году стратегия инвестирования пересматривалась всего 4–5 раз. Этот факт свидетельствует о предпочтении стабильности и надежности в управлении средствами НФРК. Несмотря на попытки пересмотра инвестиционной стратегии в 2023 году, важные ограничения остались неизменными с некоторыми «тактическими отклонениями» от выбранной стратегии. Согласно Концепции по управлению активами Национального фонда Республики Казахстан до 2030 года, основные ковенанты, определяющие распределение инвестиций – 60% в облигации, 30% в акции, и 5% в золото и альтернативные инструменты, – подтверждают предпочтение стабильных и ликвидных активов.

Норвежский фонд реализует активную стратегию инвестирования. Его активы инвестированы в акции более 9000 компаний по всему миру. Недавно фонд приобрел 50%-ую долю в берлинском комплексе коммерческих и жилых зданий Sony Center. В то время как инвестиционная стратегия Нацбанка зачастую сводится к формуле «купил бумагу – пошел пить чай – забыл, что и куда разместил».

Средняя годовая доходность Нацфонда с 2001 года составила 3,38%. Для сравнения, доходность Государственного пенсионного фонда Норвегии с 1998 года превысила 6%. Для сравнения активы норвежского фонда составили 1,6 трлн. долларов, активы НФРК составляют 60 млрд долларов.

 

МЕХАНИЗМ ИЗЪЯТИЙ НАЦИОНАЛЬНОГО ФОНДА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

В Казахстане, в отличие от Норвегии, механизм изъятий из НФРК базируется на объеме нефтяных поступлений в фонд. Гарантированный трансферт определяется в соответствии с законом о республиканском бюджете и не должен превышать объем поступлений от нефтяного сектора, прогнозируемых при расчетной цене на нефть. Этот подход направлен на то, чтобы обеспечить финансирование текущих государственных расходов и проектов развития за счет доходов от экспорта нефти, минимизируя при этом риски для финансовой стабильности страны от колебаний мировых цен на нефть. Целевой трансферт из НФРК осуществляется в соответствии с указом президента РК, что отражает централизованный подход к управлению государственными финансами.

Согласно данным Министерства финансов РК, за 10 лет из НФРК было выделено активов была перераспределена на покрытие текущих потребностей. Это привело к ухудшению стабильности фонда и его способности эффективно управлять финансовыми ресурсами страны около 36,6 трлн. тенге в республиканский бюджет. Для справки, на данный момент активы НФРК всего составляют около 29 трлн. тенге. Вместо того чтобы сохранять средства для будущих поколений, значительная часть

Таким образом, стратегия Норвежского фонда направлена на обеспечение долгосрочной финансовой стабильности и устойчивого роста за счет ограничения вывода средств и реинвестирования большей части доходов. В отличие от этого, Казахстан использует НФРК для финансирования текущих и развивающихся потребностей страны, что может способствовать более быстрому экономическому росту в краткосрочной перспективе, но также несет в себе риски, связанные с возможными колебаниями доходов от нефтяной отрасли.

ТРАНСПАРЕНТНОСТЬ И ДОСТУП К ИНФОРМАЦИИ

Норвежский фонд славится высоким уровнем транспарентности, предоставляя обширную информацию о своих активах, инвестиционной стратегии и операциях в реальном времени. В Казахстане же сложности с доступом к информации о деятельности и состоянии НФРК ограничивают возможности общественного контроля и анализа, что может влиять на доверие как со стороны населения, так и инвесторов.

В реальном времени на сайте Норвежского фонда можно узнать величину активов фонда, состав инвестиционного портфеля, а также на сайте размещены все официальные документы по деятельности фонда. На контрасте официальный сайт у НФРК отсутствует и информацию по НФРК нужно искать на сайтах Министерства финансов, национальной экономики и Национального банка

ВЫВОДЫ

В отличие от Норвежского фонда, инвестиционная политика НФРК является консервативной и мало подвержена изменениям. Пересмотр стратегии проводится редко, что может привести к упущению возможностей для оптимизации доходности и управления рисками в изменяющихся экономических условиях.

В то время как Норвежский фонд основывается на инвестиционной доходности для расчета изъятий, НФРК зависит от нефтяных поступлений. Это ограничивает гибкость фонда в управлении расходами и может привести к недостаточной реакции на изменения на рынке.

Финансирование социальных и экономических проектов на территории Казахстана, хотя и важно для развития страны, может вызывать критику, если не обеспечивается достаточная прозрачность и эффективность использования средств.

НФРК имеет строго установленные ковенанты по распределению активов, что приводит к ограничению диверсификации портфеля. Это может уменьшить способность фонда справляться с внешними шоками и изменениями на рынке.

В отличие от Норвежского фонда, который является эталоном прозрачности, НФРК сталкивается с критикой за отсутствие официального сайта и полной доступности информации о деятельности и состоянии фонда. Это создает проблемы с контролем и мониторингом деятельности фонда со стороны общественности и заинтересованных сторон.

В инвестиционной политике НФРК отсутствует явное внимание к устойчивому развитию и инвестированию в возобновляемые источники энергии, в отличие от Норвежского фонда. Это может привести к упущению возможностей для создания долгосрочной устойчивости и снижения экологического воздействия инвестиций.

В целом, НФРК сталкивается с вызовами, такими как ограничения в инвестиционной гибкости, недостаток прозрачности и открытости, а также ограничения при расчете изъятий. Для улучшения эффективности и достижения своих целей, фонду может потребоваться пересмотр инвестиционной стратегии, увеличение прозрачности деятельности и большая ориентация на устойчивое развитие.

 

Ссылки

1.https://nationalbank.kz/ru/international-reserve-and-asset/mezhdunarodnye-rezervy-i-aktivy-nacionalnogo-fonda-rk

2.https://www.nbim.no/en/

3.Концепция управления государственными финансами Республики Казахстан до 2030 года